«Писать этично» — это проект о том, как можно более корректно писать о проблеме бездомности в медиа так, чтобы бороться со стигматизацией людей, столкнувшихся с этой проблемой.



С одной стороны, это люди, которые нуждаются в помощи, с другой стороны — бездомность окружена стереотипами, которые мешают включаться в благотворительность. Работать с этими стереотипами можно, в том числе с помощью языковых и визуальных средств, корректного и этичного изображения людей без дома в СМИ и других медиа.


Команда пермского центра помощи людям в беде «Территория передышки» собрала здесь:


Надеемся, что информация, представленная здесь, будет действительно полезна для вас и применима в работе!

Ниже путеводитель по странице 👇
Что такое бездомность?

В России нет общепринятого определения бездомности. Вот определение, которое, как нам кажется, наиболее ясно отражает суть этого понятия, сформулированное МБОО «Ночлежка»:


Бездомность — это отсутствие постоянного, безопасного и доступного жилья в месте фактического нахождения человека.


Что важно в этом определении:

— это не характеристика человека, а временная ситуация в его жизни;

— отсутствие ближайших перспектив, возможностей, ресурсов, чтобы с этой ситуацией справиться самостоятельно.


По оценке компании Validata, в Перми около 21 000 человек могут находиться в ситуации бездомности. А во всей России — 2 130 000 человек. Это острая социальная проблема не только для нашего региона, но и для всей России.


Бездомность — это следствие бедности, безработицы, роста трудовой миграции, которое влечёт за собой отсутствие чувства безопасности, потерю близких связей с семьёй и друзьями из-за стыда, что оказался в подобной ситуации, потерю здоровья, опыт насилия. Также стресс может стать причиной депрессии и других ментальных расстройств, зависимостей. Таким образом, бездомность — это ситуация множественной уязвимости. Говоря о бездомности в медиа, важно рассматривать каждую ситуацию индивидуально, учитывать все факторы уязвимости и писать о каждом из них корректно.

Принципы корректного языка

Существуют разные подходы в использовании языка для различных социально уязвимых групп. Потому что все люди и все ситуации – разные:

  • Рeople first (англ. человек в первую очередь)

    В своей работе Территория передышки придерживается этого подхода, то есть правила ставить на первое место человека. Важно не забывать проговаривать слово «человек» когда вы говорите о ком-либо: вместо «бездомный» — «бездомный человек». В идеале «человек без дома» / «человек в ситуации бездомности» / «человек с опытом бездомности». Это нужно, чтобы читатель или слушатель воспринимал его в первую очередь как личность вне зависимости от ситуации, в которой он оказался.
  • Identity first (англ. идентичность в первую очередь)

    Этот подход используется, когда особенность человека неотделима от его идентичности. Например, в сообществе людей с расстройствами аутистического спектра есть те, кто принципиально называет себя «аутичный человек», а не «человек с аутизмом» или «человек с расстройством аутистического спектра».
Язык вражды

Язык вражды или риторика ненависти (англ. hate speech) — это языковые средства,  выражающие резко отрицательное отношение говорящего к тем или иным социальным группам  — людям иной расовой, национальной, религиозной или иной группы либо носителям иной системы культурных или субкультурных ценностей.


Язык, которым мы пользуемся, это часто неосознанное отражение бытующего общественного мнения, стереотипов. Отслеживая в своей речи проявления языка вражды и заменяя их более корректными словами и выражениями, мы влияем на то, как воспринимаются другими людьми те, кто оказался в тяжёлой ситуации; боремся с их стигматизацией.

Примеры:

— бомж. Это слово — устаревшая аббревиатура. Ещё с советских времён оно имеет яркую негативную окраску, стигматизирует, ставит клеймо (источник словарь «Мы так не говорим»);

— зэк;

— вичовый и др.

Неочевидные проявления языка вражды
  • Сравнение в отрицательном ключе

    «выглядел плохо, как бездомный» — закрепляет стереотипный образ человека без дома как неухоженного и неопрятного
  • Ироничная или жалостливая интонация

    «бездомный хипстер очаровал пермских девушек»

     все люди, заслуживают, чтобы о них говорили как о равных — без жалости или иронии
  • Инфантилизация, уменьшительно-ласкательные суффиксы

    «бездомные радовались, как дети, вкусняшкам, которые передали им пермяки»

    лишает субъектности, утверждает образ людей без дома как несамостоятельных
  • Экзотизация

    «необычный мужчина обратился за помощью в благотворительную организацию, раньше он был юристом»

    подчёркивает отличие человека, маргинализирует; утверждает мнение о том, что люди заслуживают помощи, только если «полезны» обществу
Изображение людей без дома в медиа

Часто новости, связанные с людьми без дома, иллюстрируются изображениями, унижающими человеческое достоинство и утверждающими стереотипный образ бездомного человека: грязного, лежащего на асфальте, а бывает, что и в бессознательном состоянии. Это неэтично по отношению к людям, которых фотографируют подобным образом, часто без их согласия, а затем распространяют такие фото в публичном поле.


Также это излишнее обобщение. Хроническая уличная бездомность, когда у человека уже нет ресурсов и возможности следить за собой — это самая острая и наиболее заметная степень бездомности, но при этом она является и наиболее редкой. Тиражируя стереотипный образ, мы выключаем из дискурса тех, кто столкнулся с проблемой бездомности, но менее заметен и ничем не выделяется в толпе. Часто это люди, которые вынуждены ночевать на вокзалах, снимают место в хостеле, ночуют у знакомых, живут в приютах, но всё ещё не имеют своего дома и нуждаются в помощи. Показывая, что бездомность — это именно такой отталкивающий образ, мы делаем стыдным обращение в сервисы для бездомных людей, которые могут спасти кому-то жизнь и помочь вернуться домой.


Здесь мы хотели бы привести примеры фоторабот Евгения Дёмшина, созданных в рамках выставки «Путь домой» в 2023 году. На них изображены клиенты Территории передышки Владимир и Денис. Целью фотовыставки было показать, что люди, имеющие опыт бездомности, в обыденной жизни могут ничем не отличаться от других, познакомить пермяков с их личными историями, показать, что бездомность — временна и конечна.

Интервью с человеком в уязвимом положении
Намерение рассказать историю человека, который оказался в беде, выбрался из неё или всё ещё находится в уязвимом положении, крайне важно для работы с общественным мнением и решения социальной проблемы.

При работе с людьми в уязвимом социальном положении важно помнить о том, что:
  • если человек согласился на интервью, но не пришёл или не отвечает на звонки, это не значит, что человек необязательный. Человек может чувствовать стыд, переживать по поводу публичности. Внимание СМИ к человеку, необходимость вспомнить или рассказать свою историю, часто связанную с травматичным опытом — это всегда стресс, который все переживают по-разному;
  • относиться к истории человека безоценочно: одни любят шоколад, другие — нет, одним легко даётся то или иное действие, другим трудно. К тому же, в ситуации сильного стресса человек не всегда действует рационально;
  • чтобы помочь герою материала рассказать историю, можно задавать «вопросы силы» — вопросы, которые помогут человеку раскрыться, увидеть собственную ценность и ценность своего опыта.
Примеры «вопросов силы»:
— каких ценностей и принципов вы придерживаетесь в жизни?
— что помогло вам преодолеть тяжёлую ситуацию, что даёт силы и надежды?
— почему для вас важно поделиться своим опытом с другими?
— что бы вы посоветовали человеку, который попал в подобную ситуацию?
После интервью рекомендуем показать готовый материал самому герою и сотрудникам той организации, которая ему помогает (если таковая есть), чтобы исключить разночтения или детали, которые было бы нежелательно / небезопасно для героя выносить в публичное поле.
Мини-видеокурс от экспертов проекта
Представленные выше рекомендации мы сверстали в брошюру, которую можно распечатать и всегда держать под рукой при работе в медиа с проблемой бездомности
Успехов в вашей работе! Спасибо, что вы рядом на пути, где у каждого есть дом.
Над лэндингом работали: Анна Фадеева, Татьяна Жикина, Евгения Ноговицина, Наташа Шарапова и вся команда ПРБОО «Территория передышки»

Фотографии: Евгений Дёмшин
Дизайн: Дарья Чернявская
Вёрстка: Татьяна Жикина

Организаторы проекта: Анна Фадеева совместно с ПРБОО «Территория передышки». Проект реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Пермь, 2025